Плоды «Калины Красной»: интервью Вячеслава Клименкова газете «Казённый дом»
Его имя знают все без исключения участники песенного конкурса среди осужденных «Калина Красная», и даже те, кто хотя бы раз соприкасался с музыкальным творчеством. Автор-исполнитель в жанре русского шансона и генеральный продюсер компании «Союз Продакшн» Вячеслав Клименков был идейным вдохновителем создания и основателем этого масштабного конкурса. Можно себе представить, сколько инстанций и согласований он прошел, чтобы организовать огромную площадку для творческой реализации и дальнейшей реабилитации людей, оказавшихся по ту сторону свободы.
Ранее Вячеслав Юрьевич занимался продюсированием таких известных артистов, как Катя Огонёк, Сергей Дикий, Владимир Захаров, Аня Воробей, Таня Тишинская и многих других, а также написал и выпустил несколько альбомов для Александра Маршала. Он является председателем оргкомитета движения и конкурса песни «Калина Красная», а также прослушивает и оценивает музыкальные работы осужденных, присланные на суд жюри.
Вячеслав Клименков рассказал нашему корреспонденту о том, какие изменения в ближайшее время может претерпеть самое популярное музыкальное мероприятие, которое ежегодно проходит во всех колониях страны.
— Вячеслав Юрьевич, как у вас возникла идея создать песенный конкурс среди осужденных, и почему он называется именно «Калина Красная»?
— В начале нулевых годов продюсерский центр «Союз Продакшн» выпускал музыкальные сборники со звездами шансона, на радио звучало много наших фонограмм. И, как следствие, в компанию стало приходить большое количество писем от осужденных. В них они рассказывали, что тоже пишут песни, хорошо поют и попросили обратить внимание на их таланты и творчество. Так и родилась у нас идея проводить конкурс среди одаренных людей, но ограниченных в свободе. А назвать его «Калина Красная» сам Бог велел. В советское время вышел одноименный фильм, сценаристом и режиссером которого был Василий Шукшин. Он снял его, чтобы показать, как осужденные, освободившись, могут реабилитироваться и начать новую, свободную и добропорядочную жизнь. Вот и мы решили продолжить начатое дело великого русского писателя и актера, но мы говорим о реабилитации осужденных через музыку. Ничто так не исправляет человека, как творчество. Как показывает наша 20-летняя практика, из более четырехсот финалистов конкурса «Калина Красная» только двое вернулись на зону. И это хорошая статистика. Человек, увлеченный творческим процессом, многое осознает и по-настоящему кается. Трудиться, допустим, на лесопилке или швейном производстве тоже, конечно, хорошее дело, но на исправление человека оно никак не влияет. Он встанет на пусть истинный, создав нечто свое душевное. Я сам в молодости хулиганил, но написал огромное количество песен, в том числе и каторжанских, и в обычной жизни веду себя нормально. На протяжении 20 лет я твержу, что в исправительных учреждениях нужно обязательно развивать творчество среди осужденных, тогда они перестанут возвращаться на зону, в разы уменьшатся рецидивы преступлений. Сейчас во всех колониях есть актовые залы, музыкальные инструменты, аппаратура, место, где осужденные могут репетировать, художественные принадлежности и многое другое, что очень отрадно. Уж каких только рецидивистов не проходило через наш конкурс. Помню победителя 2003 года, Игоря Росписного, он с подросткового возраста мотался по лагерям, мама отвела его в воспитательную колонию в 12 лет, а вышел он на свободу почти в 50 лет после участия в «Калине Красной».
Потом Игорь женился, у него родилась дочь, он купил квартиру, выступал в ресторане «Бутырка», стал популярным исполнителем, и все у него было хорошо. Ушел из жизни только рано.
— А как вы организовали первый концерт «Калины Красной»?
— Наше начинание благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, потом мы начали уже сотрудничать с Попечительским советом УИС, сейчас, к сожалению, его уже нет, а тогда его возглавлял Борис Сушков. Мы с ним договорились попробовать провести финал конкурса «Калина Красная» в столице, и все задуманное у нас получилось. Сначала первый этап проходил на местах, то есть на региональном уровне выбирали самые достойные работы. Потом их присылали в «Союз Продакшн», и мы вместе с худсоветом выбирали лучших. А уже третьим этапом было выступление на большой сцене. Первый гала-концерт прошел в 2003 году.
В Москву привезли осужденных из многих территориальных органов. Событие вызвало огромный интерес среди журналистов, особенно западных, они не могли поверить, что такое вообще возможно. Ажиотаж стоял невероятный. Первым на сцену вышел Волгоградский симфонический оркестр колонии.
Зрители подумали, что выступают вовсе не люди, отбывающие наказание, а обычные артисты, и хотели нас обвинить в профанации. Пришлось доказывать обратное, все же были нарядно одеты, загримированы, даже сопровождающие сотрудники ходили в штатском. Некоторые испугались, а как это осужденные да без охраны, вдруг они побегут, что тогда? Но ни у кого даже мыслей таких не возникало, а сотрудники ФСИН работали грамотно и слаженно. На мероприятии присутствовал бывший министр культуры СССР Николай Губенко. Он обратился к зрительному залу и сказал: «Товарищи, ну пусть родители выйдут на сцену. Не будем им мешать».
Меня же перед проведением гала-концерта проинструктировали, что никого не пропускать к выступающим. Но после слов министра все-таки родным разрешили подняться, семьи обнимались, рыдали. Картина была неожиданной, искренней и очень трогательной, даже журналисты заплакали. Я не поленился и посчитал: в зале было 92 камеры, даже приехала съемочная группа «Первого канала», они до последнего не верили в предстоящее мероприятие и ворвались в зал без предварительной аккредитации. Билеты на концерт мы никогда не продавали, вход был свободный. И вот последние три года мы подводим итоги конкурса в онлайн-режиме. Очень жаль.
— Он так и дальше будет проходить дистанционно?
— Мы ждем, когда примут поправки к федеральному закону, которые позволят перемещать осужденных на такие масштабные мероприятия. Законопроект уже находится в Госдуме. Как только его одобрят, так сразу мы определим локацию, где будет организован гала-концерт. Ранее он проходил в 17 городах по всей России.
— В этом году был юбилейный XX Всероссийский конкурс песни среди осужденных «Калина Красная». Как изменились творческие работы осужденных?
— Они стали на порядок лучше, качественнее и сильнее. Скорее всего, это потому, что они поняли, какие требования предъявляются к произведениям. Наши концерты смотрят, анализируют и понимают, что нужно для победы. Всякую ерунду уже не присылают, уровень подготовки заметно вырос. Местные телевизионщики помогают участникам подготовить хороший видеоряд, клипы мы загружаем на наш сайт, а он, на минуточку, имеет миллионное количество просмотров. Это дельная возможность, благодаря которой талант людей могут заметить и оценить по достоинству. Песни осужденных проигрывают на радио «Шансон» и «Калина Красная». На них крутится порядка 150 композиций, спетых за все годы существования конкурса.
— Оценивая работы, на что вы обращаете внимание в первую очередь?
— Для нас в приоритете авторская песня, я всегда об этом говорил. Пусть даже один человек написал стихи, а другой — музыку. Все-таки же «Калина Красная» не конкурс перепевки. Исключение мы делаем только для песен Владимира Высоцкого и русских народных.
Лейтмотив «Калины Красной» заключается в том, чтобы осужденные именно занимались творчеством, писали, анализировали, каялись, пропускали все слова через свое сердце, а песни трогали до глубины души других людей. Уже совершенно другой уровень работы. Помните девиз конкурса — «Песни, спетые сердцем». Если осужденный присылает песню известного артиста, да еще и пишет, что он сам текст написал, такое, увы, тоже нам встречалось, то он точно отстраняется от участия в конкурсе.
— Какие работы вам запомнились больше всего на последнем подведении итогов конкурса «Калины Красной»?
— Был очень классный клип «Там за речкой», его прислал из Сахалина Евгений Кофанов. Ему помогали с видеорядом московские ребята, сам он тоже из столицы. Занесло же так далеко бедолагу. Он отбывает наказание за преступление, совершенное по неосторожности, управляя машиной, сбил человека. Несмотря на то, что он отвез пострадавшего в медучреждение, все равно срок схлопотал. В конкурсе не было победителя, выделили 22 лауреата, но по баллам на худсовете он занял первое место.
— Что бы вы могли пожелать осужденным?
— Пишите стихи, пойте песни, совершенствуйте свой талант. Пишите иконы, картины, занимайтесь творчеством. Работайте, если есть такая возможность, не сидите на месте, нужно быть всегда чем-то занятым. Никогда не поздно начать новую жизнь. Надежда есть всегда.
— Есть ли какие-то новые идеи по поводу проведения конкурса «Калина Красная»?
— Идей-то много, но сейчас главное, чтобы разрешили перемещать осужденных для участия в финале конкурса. Как только мы вместе со специалистами по воспитательной работе ФСИН России добьемся этого, так все будет в лучше виде.
Беседовала Мария КОРЯКИНА, фото Владимира НИКИФОРОВА и Михаила ЦВЕТАЕВА г. Москва
ФКУ Объединенная редакция ФСИН России с февраля 2000 года выпускает Всероссийскую общественно-правовую газету «Казенный дом», целевой аудиторией которой являются лица, содержащиеся в местах лишения свободы.
Издание выходит ежемесячно и информирует о событиях, происходящих в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также публикует материалы, отражающие различные направления деятельности, такие как воспитательная и социальная работа с осужденными, образование, производство, культура, спорт, духовная жизнь, новости законодательства Российской Федерации, актуальные правовые разъяснения. Вместе с тем в каждом номере газеты размещаются очерковые материалы, литературное творчество и письма осужденных.